Мумия фараона
Тутмоса I
(1524-1518 г. до н.э.)
В египетском пантеоне есть богиня Маат, изображаемая в виде маленькой фигурки коленопреклоненной женщины с пером на голове. По мнению британской исследовательницы Ненси Дженкинс, Маат была не просто божеством, а неким государственным символом, означающим неизменность сущности вещей. Символом универсального порядка, антиисторичного, не имеющего ни прошлого, ни будущего. Неизменность мира - вот идеал древнего египтянина!
И все-таки этот идеал оставался только идеалом. Перемены властно вторгались в жизнь египтянина, и самой неотразимой среди них была неумолимая смерть. Озабоченный прежде всего сохранением порядка, который нарушила смерть, египтянин стремился как-то включить и ее в извечный и неизменный порядок мироздания. Эта цель и лежит в основе древнеегипетской религии.
Многие считают, что древние египтяне ужасно боялись смерти. Это не совсем так. Смерть как трагедия отдельного индивидуума их мало волновала. Они были озабочены проблемой вечного продолжения жизни, непрерывностью всего порядка обозримого мира - солнца, звезд, спадов и разливов Нила, смены сезонов и т. д. С сохранением мирового порядка был теснейшим образом связан институт царской власти. По сей день среди египтологов бушуют споры: считался ли фараон живым богом или только посредником между богами и людьми? А может, фараона обожествляли после смерти? Но это все не очень и важно. Кем бы фараон ни считался, но за "маат", за порядок и стабильность в государстве отвечал он. Понятия "маат" и "царская власть" были неразделимы.
Кризис этой связи наступал со смертью фараона. Несмотря на ее неизбежность, смерть фараона всегда рассматривалась как угроза всему порядку мироздания, сравнимая с природным катаклизмом. Все население государства подвергалось сильнейшему психологическому стрессу. Все оплакивали царя, и в этом не было лицемерия: горе и страх были неподдельными вне зависимости от того, был ли покойный фараон добрым или жестоким, справедливым или несправедливым.
Согласно верованиям древних египтян, тело, даже мертвое, было вместилищем бессмертного духа покойного, который имел две ипостаси.
Дух "Ба", изображаемый в виде маленькой птички с человеческой бородатой головой, воспринимался как собственно душа. Покинув тело после смерти, птица-душа могла летать между телом в гробнице и внешним миром, а также устремляться в мир звезд. Египтяне Древнего царства часто воспринимали звезды как мириады птиц "Ба" с фонариками в лапах.
Вторая ипостась - "Ка" - более сложна. "Ка" было живым, неумирающим духом, возникающим в момент рождения человека, своего рода благодатной силой, которая могла передаваться от одного существа к другому, от бога - смертному (фараону), от фараона - его подданным, от отца - сыну. Последнее особенно важно. Сын фараона, наследуя своему отцу, наследовал его "Ка", то есть божественную царскую власть.
Считалось, что в период между смертью человека и его захоронением "Ка" покойного пребывало в состоянии сна. Поэтому у древних египтян было более чем достаточно причин для беспокойства, ибо после смерти фараона его "Ка", сила, которая поддерживала в мире порядок и стабильность ("маат"), временно как бы исчезала из Вселенной. Но после завершения погребальных церемоний "Ка" возвращалось к телу покойного. Без тела оно не могло принимать жертвоприношения, не слышало молитв, не видело ритуалов, предназначенных для покойного. Вот почему древние египтяне любым способом старались сохранить тело умершего. Без него "Ка" лишалось пристанища. Именно в этом и заключался религиозный смысл обряда мумифицирования.
Конечно, посмертная судьба "Ка" крестьянина не могла быть причиной трагических последствий для мира, подобно "Ка" фараона, но ее "неустроенность" была чревата неприятностями, по крайней мере для его детей и близких. Поэтому сложные погребальные обряды, включающие бальзамирование тела усопшего, исполнялись фактически над всеми умершими египтянами, вне зависимости от их социального положения.