" Что там, после суда Осириса?"
Вера древних египтян в загробную жизнь Могильные сооружения Древнего Египта на протяжение четырех тысяч лет претерпевали изменения, хотя представления о загробном мире, в котором, как верили древние египтяне, покойный продолжал жить, не менялись. В IV тысячелетии до нашей эры всех хоронили в яме, вырытой в земле, куда покойного клали на боку с согнутыми ногами. Туда же опускали скудный скарб и жертвенные приношения, необходимые для продолжения жизни. С начала III тысячелетия, когда в Египте произошло социальное расслоение и возникло классовое государство, бедных продолжали по-прежнему хоронить в ямах, а богатые еще при жизни начинают строить себе гробницы, а затем и фараоны - пирамиды. Сначала гробницы были небольшими, четырехугольными из кирпича-сырца с камерой для гроба и с несколькими помещениями. Со временем, однако, размер гробниц (матаба) увеличивается, и строительным материалом служит уже камень, а по своему плану они походили на жилые дома со многими комнатами и кладовыми и отличались лишь тем, что были наполовину опущены в землю.
Они стояли правильными рядами вокруг пирамиды фараона, так как придворные и знать желали оставаться и после смерти поблизости от своего повелителя. В результате возникли целые города мертвых. С конца III тысячелетия многие состоятельные люди начали сооружать себе скальную гробницу, а во второй половине II тысячелетия и фараоны перешли к скальным гробницам. Они высекались в малодоступных ущельях гор, расположенных на западном берегу Нила, напротив древних Фив, ныне Луксора. Там возник огромный некрополь, получивший название "Долины царей". При устройстве скальных гробниц старались всемерно обезопасить их от покушений грабителей, поскольку в гробницу, помимо саркофага (гроба), вносили и много ценных предметов, начиная с мебели и кончая украшениями. Поэтому и вход в гробницу не имел никакого оформления, и отверстие после погребения тщательно замуровывали, и для маскировки заваливали камнями. План гробниц тоже бывает замысловатым. В одном случае сразу после входа вдруг начинается вертикальный спуск, из которого затем идет горизонтальный коридор, ведущий к погребальной камере. В другом случае, с целью ввести в заблуждение грабителей, высекали ложный коридор, а истинный вход в погребальную камеру находился совсем в другой стороне. В глубине скалы находилось несколько камер, из которых самая большая, часто украшенная двумя-четырьмя колоннами, предполагалась для мумии.
Центром религиозного представления о загробной жизни являлась идея загробного Суда Осириса, часто изображаемого на стене гробниц. Бог мертвых Осирис восседает на троне, и к нему подводят покойного. Тот (бог мудрости) и Атум (бог подземного царства) производят взвешивание сердца покойного, отягощенного грехами. В другой чаше весов сидит фигурка Маат (богини правды и справедливости). Рядом на полу сидит чудовище, готовое расправиться с покойным, если результат взвешивания будет неблагоприятным для умершего. Сердце его по весу должно быть равным весу богини правды, и в этом случае он попадает в свиту Осириса, то есть будет жить на "полях блаженных", как называли древние египтяне свой рай. Специальные словесные формулы должны были освободить богатых от тяжелого труда и повинностей на том свете. Кроме того, они брали с собой в гробницу еще и статуэтки "ушебти" (по-древнеегипетски - "ответчики"), которые и должны были откликаться при вызове на имя покойного и идти на работу вместо него.
Внутренние стены, как построенные из камня, так и выбитые в скале гробниц, часто покрыты великолепными фресками (росписями) и раскрашенными рельефами со сценой из частной и общественной жизни и культовых обрядов, таких, как только что рассмотренный суд Осириса. В одних гробницах видим сцены полевых работ, начиная с обработки земли и кончая уборкой урожая и доставкой его в закрома. В других гробницах представлены картины охоты на травоядных животных с лассо, на птиц с бумерангом и на рыбу с гарпуном. Далее показана разделка туш животных, предназначенных для жертвоприношения. Видим также, как умерший, будучи на государственной службе, восседает на суде, осуществляет сбор налогов и податей, сопровождающийся иногда и суровыми наказаниями в виде битья плетьми тех, кто уклоняется от уплаты подати. Пышно представлены и военные сцены, где египетские воины непременно побеждают чужеземцев. Особое место занимают пиры в кругу семьи и друзей, где можно рассмотреть не только детали туалета пирующих, но и украшения и прически, включая локоны!
Вследствие всего сказанного, можно с уверенностью утверждать, что эти рельефы и росписи сами по себе являются шедеврами древнеегипетского искусства. По ним можно судить и о высочайшем мастерстве художников и ремесленников Древнего Египта.
Написанные на стенах пирамид магические формулы, заклинания и заговоры, которые имели, по мнению древних египтян, колдовскую власть, составляют огромную литературу, вошедшую в науку под названием "Тексты пирамид". Позднее, когда в гробницы стали класть свитки папирусов с аналогичными текстами, они получили название "Книги мертвых".
С возникновением понятия греха тоже появились формулы-заклинания: что покойный "не убивал священных животных", "не отводил воду с соседа" (это означало, что не наносился ущерб основе земледелия Древнего Египта - ирригации), "не замышлял плохого против фараона", "не уменьшал жертвы богам". Всего таких грехов насчитывалось 42.
Особое место уделялось вопросу о пище, поскольку это было необходимо для продолжения жизни после смерти. В случае прекращения жертвоприношений, пищи, покойный вынужден будет, как они считали, есть свои экскременты, после чего уже наступит окончательная смерть. Этого они боялись больше всего. Было несколько способов обеспечения надежности жертвоприношений, не считая обязанности родственников совершать их. В одном случае покойный передавал в храм документ, определяющий право на владение землей, урожай с которой обеспечивал отправление ежедневного культа и жертвоприношения. В другом случае покойный в иероглифической надписи, вырезанной на каменной плите (стеле), прикрепленной к внешней стене гробницы, обращается к жиивущим: ...О вы, живущие на земле, любящие жизнь и ненавидящие смерть, проходя мимо моей гробницы, скажите: "Тысячи хлебов и пива, тысячи быков и гусей, тысячу воскурений и одеяний, тысячу всяких вещей для почтенного Хене, сына Хевит". Смысл этого обращения заключается в том, что произнесенное является заклинанием и будет иметь магическую силу, превращающую все перечисленное в реально существующее.
Интересно отметить, что и саркофаг с мумией в гробнице часто клали так, чтобы глаза, прорисованные на "лице" мумии, а иногда и глаза, нарисованные на внешней стенке саркофага там, где находилась голова мумии, как бы созерцали все, изображенное на стенах гробницы. Делалось это, чтобы все увиденное превратилось в реально существующее. Обезопасив себя от трудностей и случайностей, умерший, как полагали древние египтяне, обеспечивал себе вечную блаженную жизнь после смерти.
Связь с жизнью на земле все же продолжалась. Находки писем живых, "адресованных" мертвым, подтверждает это. Так, вдова на черепке глиняной посуды (папирус не всем был доступен) в иероглифическом письме обращается к покойному с просьбой помочь ей, поскольку ее обижают...