ГОРОД МЕРТВЫХ
Очень давние времена Египет был разделен на храмовые города-государства, называвшиеся "номы". В разных городах поклонялись различным богам: солнцу - Ра, небу - Нут, быку - Апису, крокодилу - Себеку, богу пустыни - Сету и богам плодородия - Изиде и Осирису. Когда первый фараон Мина объединил страну, он приказал величать себя богом. В дальнейшем, среди наследников Мины, быть богом стало доброй традицией. "Боги" при жизни стали возводить себе заупокойные храмы - "мастабы".
Это были кирпичные сооружения, похожие на большие глиняные скамейки. В центре мастабы была усыпальница фараона с многочисленными помещениями вокруг, в которых должны были, согласно ритуалу, вместе с властителем принять смерть рабы и слуги, чтобы служить своему господину и после смерти. Позже жестокий обычай изменился. Вместо людей в усыпальницы фараонов стали класть искусно выполненные статуэтки слуг, воинов и придворных, которые назывались "ушебти", что означало в переводе с древнеегипетского "ответчики". "Ушебти" потом заменили на простые изображения слуг, а содержимым многочисленных драгоценных сосудов, которые ставили в погребальную комнату, сделались не прежние яства и вино для загробного угощения фараона, а их символы.
Мастабы постепенно увеличивались в размерах, пока не превратились в огромную пирамиду.
Первый такой величественный некрополь был построен при фараоне Джосере великим архитектором древности Имхотепом. Египтяне почитали его как божество. Его статуэтка имелась почти в каждом жилище. Ступенчатая пирамида, построенная под руководством Имхотепа, была первым в мире сооружением из камня - мастабы строились из обожженного кирпича. Приказывая тесать каменные плиты, архитектор использовал меру длины, известную под названием "царский локоть", около пятидесяти сантиметров. Позже подсчитали, что если длину периметра пирамиды разделить на "царский локоть", получится число 365 с лишним - число дней в году.
Одно из чудес света - пирамиду Хеопса, самую большую пирамиду, возводили в течение 30 лет. Строили ее сто тысяч рабочих, сменяясь каждые три месяца. На строительство пирамиды Хеопса пошло 2,3 миллионов каменных блоков. Средний вес каждого из них - 2,5 тонн. Более тяжелые плиты - весом в 400 тонн - пошли на сооружение главной погребальной камеры. Вершина пирамиды была покрыта пластинками из тонкого золота, от которых теперь не осталось следа.
Вход в пирамиду Хеопса находился на уровне 13-го ряда гранитных плит. Внутри нее - узкие с застоявшимся воздухом лабиринты, полы которых устланы деревянным настилом с попарно набитыми планками. В середине пирамиды, примерно в 120 метрах от ее вершины - просторная комната с гранитными стенами - камера жены фараона. Узкая деревянная лестница, поднимаясь вверх, приводит в гранитную галерею, уходящую на 50 метров вдаль под углом 30 градусов. Через галерею можно проникнуть в другую погребальную комнату, в которой когда-то находился саркофаг из черного гранита самого Хеопса. Массивные гранитные плиты комнаты так плотно пригнаны друг к другу, что швов между ними почти незаметно.
Рядом с погребальной камерой фараона была комната, где родные и близкие покойного совершали жертвоприношения, приносили воду и еду, необходимую для поддержания Ба - духа усопшего. За погребальной комнатой находился погреб, в котором складывались вещи и ставили скульптурное изображение покойного. Египтяне верили, что в загробном царстве каждый человек приобретал своего двойника - Ка. Живые люди не должны были видеть Ка, которое олицетворяла статуя покойного. Ка замуровывали в стену, делая узкую щель на уровне глаз статуи, чтобы душа покойного Ба могла вселиться в Ка и благосклонно принимать жертвоприношения.
Сын Хеопса Хефрен построил еще одну пирамиду, на полтора метра ниже пирамиды его отца и более узкую. У подножия ее возлежал сфинкс - огромный каменный лев с лицом фараона, обращенным на восток. Длина сфинкса от кончиков лап до хвоста - 57 метров, высота - 20 метров. Между его лап когда-то помещался храм. В погребальной камере находились две статуи Хефрена - совершенно одинаковые. Одна была изготовлена из розового алебастра, другая - из черного диорита.



Вокруг Египетских пирамид, которых насчитывается 80, располагались города мертвых. Их строили на западном берегу Нила. Египтяне считали, что ладья бога Ра, совершив путешествие через все небо, опускается в вечерний мрак, где находится страна мертвых, находящаяся на западе. Вдоль улиц города мертвых стоят гробницы вельмож и более скромные захоронения простых людей. В них хранились их мумии.
Об искусстве бальзамирования египтян писал историк древности Геродот. Он упоминает о трех способах мумифицирования. Наиболее дорогой - для знатных людей - требовал особенно много средств и времени. Геродот описывает его так: "Сначала... извлекают через ноздри железным крючком мозг. Таким способом удаляют только часть мозга, остальную же часть - путем впрыскивания растворяющих снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают ее растертыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана) и вновь зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щелоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника. Положив в гроб, хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб стоя".
Второй способ бальзамирования обходился родственникам усопшего дешевле. Покойному с помощью трубки впрыскивали в брюшную полость кедровое масло, затем клали тело в натровый щелок на несколько дней, а в последний день выпускали из кишечника ранее влитое туда масло вместе с истаявшими в нем внутренностями. Натровый щелок действовал так сильно, что от умершего оставались лишь кожа да кости.
К третьему способу бальзамирования прибегали бедняки. В брюшную полость умершего вливали сок редьки, после чего клали тело в тот же нартовый щелок на 70 дней.
Мумию богатых людей помещали в несколько саркофагов из ценных пород дерева или полудрагоценных камней.
Города мертвых вместе с пирамидами подверглись безжалостному разграблению еще при власти последних фараонов. Часть драгоценных вещей - саркофагов, утвари из золота и серебра, украшений - исчезла бесследно из города мертвых. То, что удалось найти, хранится в Египетском музее.